Страхование пассажиров на транспорте

14фев 2011
Любая техника, может в какой-то момент выйти из под контроля человека. В законодательстве есть такое понятие "источник повышенной опасности"...

    Любая техника, может в какой-то момент выйти из под контроля человека. В законодательстве есть такое понятие "источник повышенной опасности". Его владелец несет ответственность перед гражданами в случае причинения вреда независимо от вины.

    Страхование пассажира междугороднего транспорта от несчастного случая - это тот вид страхования, о котором пассажиры обычно мало что знают. Поэтому мы решили рассказать об этом подробнее.

    Для того чтобы минимизировать имущественный ущерб при причинении вреда, государство устанавливает требование обязательного личного страхования пассажиров на транспорте.

   Когда мы приобретаем билет на железнодорожный, авиационный, морской, внутренний водный или междугородний автомобильный транспорт, в стоимость билета уже включена цена страховки от несчастного случая во время поездки. Это страхование является обязательным.

   Как верно отмечает Лебединец О.Л., «уникальность данного вида страхования состоит в том, что в его эффективной реализации заинтересовано не только государство и пассажиры, но и, в равной степени, страховые организации, предприятия-перевозчики». Для государства введение обязательного личного страхования пассажиров транспорта междугородного сообщения сняло большую нагрузку с государственного и региональных бюджетов, позволило не отвлекать от запланированных статей расходов средства на случайные, чрезвычайные бедственные события. Пассажиры получили надежную гарантию обеспечения защиты имущественных и социальных интересов при возникновении несчастных случаев.

    В понедельник, 11 октября 2010 года, Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку был рассмотрен законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», который был внесен правительством Российской Федерации.

   Законопроект устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозке на всех видах транспорта.

    Также документ вводит запрет для перевозчиков осуществлять деятельность без страховой защиты, минимизирует возможность страховщика отказывать в выплате страхового возмещения. Ранее премьер-министр Владимир Путин поддержал введение обязательного страхования пассажиров на всех видах транспорта и при этом подчеркнул: страховка не должна повлиять на стоимость проезда.

    Напомним, обязательное страхование пассажиров железнодорожного и водного транспорта в России отменили еще в мае 2006 года. Минюст зарегистрировал перечень подлежащих отмене документов, куда вошел указ президента от 1992 года об обязательном страховании пассажиров. Устаревший указ, хотя и был социально направленным, вызывал много критики. Предельный размер возмещения составлял всего каких-то 12 тысяч рублей.

    Сейчас же пассажиры автомобильного и авиационного транспорта имеют определенную защиту в рамках закона об ОСАГО и Воздушного кодекса. Согласно новому законопроекту, подготовленному Минтрансом, в случае наступления смерти компенсация составит не менее 2025 тысяч рублей, за причинение вреда здоровью - не менее двух миллионов рублей, еще как минимум 23 тысячи рублей предусмотрено за причинение вреда имуществу. По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лианы Пепеляевой («Единая Россия»), «законопроект призван обеспечить гарантированное возмещение вреда, причиненного пассажирам при перевозке.

    Так, в законопроекте указано, что срок предоставления страховой выплаты не должен превышать 30 дней. Кроме того, в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего, в трехдневный срок предусматривается предварительная выплата части страховой суммы в размере 100 тысяч рублей. В связи с тем, что уровень страхового тарифа будет зависеть от технического состояния транспорта перевозчика, полагаю, что в случае принятия законопроекта можно будет ожидать повышения безопасности на транспорте, так как у перевозчиков появится заинтересованность в снижении аварийности перевозок».

    По расчетам Минтранса, прогнозируемая величина страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика в расчете на одного пассажира составит от 0,01-0,16 рубля на трамвайном транспорте до 7,30-35,59 рубля на морском транспорте. По мнению начальника отдела страхования грузов СК «РОСНО» Дарьи Туркиной, в новом законопроекте конкретизирован процесс предъявления претензии и порядок определения размеров ущерба. Все это позволит гражданам не только получить адекватное возмещение вреда, но и существенно ускорить процесс получения этого возмещения. «Планируемые изменения будут интересны игрокам рынка в силу существенного объема внутренних перевозок и достаточно невысокой доли выплат относительно объемов потенциальных сборов. Дальнейшее развитие данного сегмента страхования возможно в случае создания в нем конкуренции, предоставления перевозчику возможности самостоятельно выбирать компании с наиболее оптимальными тарифами и качеством услуг», - считает страховщик.

    Отразится ли новая законодательная инициатива на росте стоимости проезда? Как считают госчиновники, введение обязательного страхования не должно отразиться на стоимости проезда. Независимые же эксперты думают иначе.

    По мнению ведущего консультанта компании «ФинЭкспертиза» Дмитрия Ширяева, расходы на страховку, скорее всего, лягут на плечи самих пассажиров. Правда, в начале транспортные компании «проявят уважение» к главе правительства и сразу после введения обязательного страхования цены не повысят. При этом директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова считает, что застраховать всех пассажиров без подорожания билетов «в принципе реально», но только в том случае, если будет отлажен механизм контроля наличия у каждого перевозчика такого договора страхования. «Билеты если и подорожают, то незначительно, - считает она. - Есть примерные расчеты нагрузки на один билет по различным видам транспорта. В рамках обычной инфляции это подорожание не будет выделяться».

    Таким образом, по словам аналитиков, увеличение стоимости проезда все же произойдет. В цену билета перевозчиками обязательно будут заложены собственные расходы на страховку. Схема ценообразования, как правило, непрозрачная, поэтому увеличить стоимость билета не составит труда. Но в целом это небольшие погрешности нового закона - действительно необходимого и актуального для многих наших граждан.

Ирина Неман 

Смотрите также:

06.02.2011 Низкорамники - основной транспорт для перевозки негабаритного груза
Для того чтобы экономика жила полной и насыщенной жизнью, ресурсы и готовая продукция должны перемещаться...
14.02.2011 Специализация в логистике
Специализация — это основной фактор эффективности распределения. По сути дела, некоторые фирмы способны привнести в логистический процесс...
×
Журнал "Логистика в вашем регионе"