Специализация в логистике
Специализация — это основной фактор эффективности распределения. По сути дела, некоторые фирмы способны привнести в логистический процесс эффект экономии благодаря тому, что умеют выполнять важные функции лучше других. И поэтому, даже когда речь идет о главных функциях распределения, нет никакой необходимости в том, чтобы ими занимался каждый участник канала. Превосходство одних перед другими в отдельных видах деятельности и составляет экономическую основу специализации (разделения труда). Базовые функции — к примеру, транспортировка — должны выполняться, несмотря на то что какой-то фирме они обходятся слишком дорого. Эта проблема разрешится, если данная фирма продаст свое транспортное подразделение, а вместо этого станет пользоваться контрактными услугами специализированного грузоперевозчика. Таким образом функция транспортировки в распределительной сети будет сохранена.
Специализация образует фундамент эффективного бизнеса. Необходимость разделения труда станет очевидной, если представить себе масштабы требующих удовлетворения логистических потребностей в развитой экономике.
Логическим обоснованием специализации служит экономия за счет масштабов деятельности (эффект масштаба). Эта тема очень подробно раскрыта в экономической литературе . Когда фирма специализируется на выполнении какой-то функции, она наращивает масштабы своей деятельности, что ведет к экономии операционных издержек. Экономические выгоды в сочетании с накопленным опытом формируют ключевую сферу компетентности специализированной компании.
На рынке логистических услуг действует множество разнообразных типов специализированных фирм. Наиболее многочисленную категорию составляют компании, предоставляющие транспортные и складские услуги. Но помимо них существуют фирмы, специализирующиеся на грузопереработке, посреднических услугах в таможенных операциях, поставке стандартных погрузочных модулей (поддонов), дизайне упаковки и т.д. За последние годы как на дрожжах выросла отрасль вспомогательных логистических услуг, которую составляют фирмы, специализирующиеся на упаковке по индивидуальным заказам, проведении маркетинговых кампаний стимулирования продаж, выкупе товаров по льготным ценам для перепродажи, предоставлении других ценных услуг с добавленной стоимостью. Экономический смысл существования таких фирм заключается в их способности оказывать потребителям желательные услуги с большей эффективностью, чем это могли бы делать сами их партнеры — основные участники канала распределения.
Итак, в основе тенденции к перекладыванию части или всех логистических операций на плечи сторонних специалистов лежат такие факторы, как экономия за счет масштабов деятельности и накопленная компетентность. Специализация, в свою очередь, служит основой и наиболее эффективным механизмом обеспечения продуктового ассортимента.
Кодичева Елена